Окружающий мир 4 класс часть 1 решебник

Содержание статьи:
  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс Поглазова (рабочая тетрадь)
  • Ответы по окружающему миру 4 класс Поглазова (рабочая тетрадь):
  • ГДЗ по окружающему миру 4 класс Плешаков (рабочая тетрадь) на ЛОЛ КЕК
  • Все ответы разбиты по темам и номерам, что облегчает поиск необходимого задания. Нестандартные упражнения, такие как кроссворды, заполнение схем, рисунков поданы в понятном наглядном виде. Гдз к этому предмету могут быть использованы учителями, школьниками и их родителями для контроля за качеством выполнения заданий, обогащения знаний и оперативной корректировки ошибок.

    Окружающий мир 4 класс Виноградова рабочая тетрадь. Окружающий мир 4 класс Поглазова рабочая тетрадь. Окружающий мир 4 класс Федотова тетрадь для самостоятельных.

    Окружающий мир 4 класс Плешаков, Новицкая. Окружающий мир 4 класс Ивченкова, Саплин рабочая тетрадь. Окружающий мир 4 класс Плешаков. Окружающий мир 4 класс Дмитриева рабочая тетрадь.

    Об Алексее Павловиче Окладникове говорят, что он обладал уникальной работоспособностью. Академик не пил, не курил, и в жизни, кроме науки, его больше ничто не привлекало. В археологии он был настоящим асом. Только перечень трудов, написанных Окладниковым, составил около 80 страниц мельчайшего текста. Однако его нельзя относить к кабинетным ученым.

    Вся жизнь Алексея Павловича прошла в археологических экспедициях, он объездил азиатскую часть бывшего СССР вдоль и поперек и частенько писал свои книги, сидя у костра. Научные открытия он делал походя, то есть в буквальном смысле обнаруживал их у себя под ногами. К примеру, в году Алексей Павлович оказался на экскурсии рядом с египетскими пирамидами в составе международной делегации.

    Он, в отличие от своих зарубежных коллег, любовавшихся красотами, сразу обратил внимание на подозрительные камни, разбросанные вокруг пирамид. На этих камнях были сколы, которые мог сделать только человек каменной эры. Так он открыл египетский палеолит, вещественные доказательства которого тщетно искали ученые всего мира. В Монголии эта история повторилась.

    Американцы потратили огромные средства на археологическую экспедицию, чтобы найти там следы пребывания древнего человека. Искали несколько лет, но безрезультатно. Алексей Павлович только успел сойти с трапа самолета, как обнаружил эти следы. По пути из аэропорта в Улан-Батор он насобирал полный чемодан каменных находок.

    В году Алексей Павлович обратил внимание на один из самых замечательных памятников наскальной живописи Сибири — Шишкинские скалы, о петроглифах которых впервые упомянул в м столетии путешественник Миллер, а художник Лорениус сделал несколько зарисовок. Окладников как бы заново открыл этот памятник древнего искусства народов Сибири и в течение десятилетий проводил там свои исследования, по результатам которых он издал две фундаментальные монографии.

    В е годы Окладников возглавил Ангарскую археологическую экспедицию, которая в течение трех лет обследовала берега Ангары на протяжении километров — от Иркутска до села Братск.

    ГДЗ Окружающий мир 4 класс Поглазова (рабочая тетрадь)

    Небольшие средства, отпущенные на экспедицию, не позволили в то время развернуть сколько-нибудь значительные по масштабам раскопки. Древние памятники удавалось лишь фиксировать и в лучшем случае бегло обследовать. Археологу удалось восстановить картину гибели самой ранней из известных экспедиций русских промышленников, которые шли на восток вдоль берегов Ледовитого океана.

    Более полувека каждое лето выезжал Окладников в экспедиции для поисков и изучения следов пребывания древнего человека на территории нашей страны. Ему принадлежит честь открытия ряда замечательных памятников далекого прошлого: Его назначили директором Института истории, филологии и философии.

    В этой должности он проработал до своей кончины в году. Сейчас дело Окладникова продолжают его многочисленные ученики, которые работают в каждом городе, где есть исторический факультет при университете.

    Пользуясь картой учебника, раскрась на карте в соответствующие цвета места расселения древних славян. Подпиши названия союзов племен восточных славян. В краеведческом музее я видел много археологических находок, которые поведали мне о жизни людей много лет назад. Одна из находок - это глиняная посуда древних людей.

    Значит, много столетий назад люди умели делать предметы из глины и обжигать их. Древние люди также занимались животноводством, охотой и рыболовством. Это становится ясно благодаря другим экспонатам музея - железным предметам домашнего обихода. Среди них - наконечники, рыболовные крючки и грузила, упряжь для скота. В музее также имеется древнее оружие.

    Значит, эти люди воевали, или же им приходилось защищаться от врагов. В 10 веке на Руси было не менее 25 городов. К 12 веку их уже более Соотнесите тексты на берестяных грамотах и фрагменты перевода к ним в приложениях.

    Наклейте в каждой грамоте перевод. Внимательно прочитай христианские заповеди на с. Вспомни свои поступки, которые соответствуют этим заповедям, и приведи их примеры. Когда я говорю правду, то я исполняю заповедь "Не лги". А если не завидую другому, то я поступаю по заповеди "Не желай". Когда я слушаюсь родителей, уважаю их, то я исполняю заповедь "Почитай отца и мать".

    Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную создателем славянской письменности Кириллу и Мефодию, княгине Ольге или Князю Владимиру Святому по выбору. Кирилл и Мефодий в были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке.

    Наша азбука сейчас почти в том виде, в каком ее принесли на Русь братья Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский много книг, в основном религиозных, ввели богослужение на славянском языке.

    Претерпели за это много гонений от римских католиков: На это братья отвечали: Летописец сообщает, что первые слова, написанные братьями на славянском языке, были из Евангелия от Иоанна: На основе славянской азбуки была азбучная молитва. Так же как "рцы, слово, твердо", то есть: День святых солунских братьев Кирилла и Мефодия празднуется как раз в день, когда в наших школах раздается последний звонок, 24 мая.

    Этот день - праздник славянской письменности и культуры. С помощью интернета узнайте годы основания или первого упоминания городов Северо-Восточной Руси. Прочитай фрагмент из русской былины Запиши родительские наставления из былины или благословения Владимира Мономаха, которые кажутся тебе наиболее важными в наше время.

    Можно записать своими словами. Делай только добрые дела, не обижай слабого, помогай бедным, сиротам, вдовам не нарушай своей клятвы, обещания выполняй не наказывай невиновных.

    Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную князю Андрею Боголюбскому.

    Андрей Боголюбский был важнейшей политической и духовной фигурой в истории Руси в годах, так как он не только способствовал созданию мощного Владимиро-Суздальского княжества на месте бывшей Ростовской вотчины своего деда, Владимира Мономаха , но и превратил город Владимир-на-Клязьме в центр политической и духовной жизни Руси. В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

    Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками. Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле.

    В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах — Вышгороде, Турове, Пинске — гг. Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан. Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей хотел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси.

    Это и подтолкнуло его в г. Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство. При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор — знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, — множество монастырей, храмов, укреплений.

    Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов. Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич — давний противник Андрея — по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа.

    Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к городу Владимиру. Видно, что это укрепленный город - вокруг него выстроена крепость и ограждение. Почти все посторойки деревянные, включая крепость и башни на ней. Только храмы построены из камня.

    Москва начинала строиться на берегу реки. На репродукции мы видим, что у пристани стоят лодки. Наверное, на них привезли какой-то груз для жителей Москвы или для строительства города. Можно также отметить, что дороги в те времена были совсем плохие, а движение велось при помощи лошадей.

    Как видно на картине, лошади тянут телеги с грузом. В то же время уже существовали какие-то приспособления для поднятия груза, как видно в правой нижней части репродукции. Найди в творчестве народов твоего края песни, сказания, пословицы и другие художественные произведения, в которых выражена мечта людей о мире и согласии друг с другом.

    Без брата проживешь, а без соседа — нет. Близкий сосед лучше дальней родни. Жить в соседях — быть в беседах. Каковы соседи, такова и беседа. Не купи двора, купи соседа. Не покупай себе дом, а купи соседа: Не припасла хозяйка обеду, так, видно, толкнуться к соседу.

    Нет большей беды, чем плохие соседи. Плохо жить, коль с соседями не дружить. Пусти соседа в дом, да и сам в соседи иди. С соседом дружись, а за саблю держись. С соседом дружись, а тын городи.

    Сосед не захочет, так и миру не будет. Соседство — взаимное дело. Тогда сосед добрый, когда мешок полный.


    Хороший сосед — самый большой родственник. Хорошо, когда сосед близкий, а забор низкий. Худое дело обидеть соседа. Чем больше насолить соседу, как не языком? Чертополох да осот от соседа к соседу под тыном пробирается. Что дома есть, за тем к соседу не ходить. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "календаря памятных дат", посвященную Куликовской битве.

    Куликовская битва — битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая 8 сентября на Куликовом поле в настоящее время расположено на юго-востоке Тульской области , поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.

    В году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. В то время Русь была раздроблена на княжества и находилась под игом монголо-татар. Дмитрий хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Руси гонцов со своими грамотами и за 30 дней собрал огромное войско.

    На битву с монголо-татарами князя благословил Сергий Радонежский - основатель Троицкого монастыря. Он дал Дмитрию двух монахов, прославленных воинов - Пересвета и Ослябю. Дмитрий повел свои войска навстречу монгольскому правителю Мамаю.

    Они сошлись на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Дмитрий воевал как простой воин вместе со своим войском. Битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им ударил засадный полк - и монголы побежали.

    Так русские войска одержали победу. В честь победы в этой битве князя-полководца прозвали Дмитрием Донским. Хотя наши войска одержали победу на Куликовом поле, впереди у Руси было еще сто лет борьбы с монголо-татарским игом. Основное отличие в том, что при Дмитрии Донском каменными были лишь стены Кремля из белого камня , да Успенский собор.

    Все остальные постройки были деревянными. Иван III построил Кремль из красного кирпича и заменил многие постройки в нем на каменные. Появилось несколько новых соборов храмов , выстроен царский дворец.

    Обозначь на схеме "Река времени" век, когда вышла в свет первая русская печатная книга. Представь себя одним из первопечатников. Придумай свой знак и нарисуй его. Объясни, какой смысл ты в него вкладываешь.

    На моем знаке изображена открытая книга, от нее исходит свет просвещения, ведь книга - источник знаний. Наверху - мой вензель, то есть начальные буквы имени и фамилии. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Кто больше знает, тому и книги в руки. Книга — лучший товарищ.

    Не красна книга письмом, красна умом. Испокон веков книга растит человека. Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать.

    Книга хороша, да начетчики плохи. Книги не говорят, а правду сказывают. Книги читай, а дела не забывай. Книги читать — не в ладушки играть. Будешь книги читать — будешь все знать. Выбирай книгу так, как выбираешь друга. Книга для ума, что теплый дождь для всходов. Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.

    Книга поможет в труде, выручит и в беде.


    Одна хорошая книга лучше всякого сокровища. Хорошая книга — искренний друг. Хорошая книга ярче звездочки светит. Книга — пища ума. Книга — твой друг, без нее как без рук.

    Книга книге — рознь: Книга не самолет, а за тридевять земель унесет. Книга не шапка, а выбирай по голове. В книге ищи не буквы, а мысли. За книгой — умом двигай. Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет. Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит. Кому книга — развлечение, а кому — учение.

    Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги. Одна книга тысячи людей учит. С книгами знаться — ума набраться. С книгой жить — век не тужить. С книгой поведешься — ума наберешься. Ум без книги, что птица без крыльев. Умнее книги не скажешь. Иное от книг, иное от ендовы.

    В доме ни одной книжки — плохи у хозяина детишки. Не дерево, а с листами, Не рубашка, а сшита, Не растение, а с корешком, Не человек, а с разумом. Обведи на карте маршрут путешествия Семена Дежнева. Подпиши названия двух океанов, которые "встречаются" у мыса Дежнева.

    Раскрась традиционные костюмы народов Поволжья - марийский, мордовский, татарский и чувашский. Определи по фотографиям города, в которых происходили важные события Смутного времени.

    Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календарая памятных дат", посвященную Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский - лидеры второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время в - году.

    В начале го века русская земля была занята врагами - поляками. Даже в в Москве-столице был польский гарнизон, а Новгород захватили шведы. России угрожала потеря независимости. Осенью года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение войско для борьбы с врагами.

    Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В Нижний Новгород стали стягиваться ополченцы со всех концов страны. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

    Битва произошла 24 августа, она была упорной и кровопролитной. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживался около двух месяцев. В конце концов голод заставил врагов выйти. Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

    В Москве на Красной площади установлен памятник с такой надписью "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия". С года в нашей стране отмечается День народного единства в память о событиях года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

    Художник Кившенко изобразил на своей картине военные игры молодого Петра I. Юный Петр едет верхом на коне с саблей в руке, выступая в роли главнокомандующего. Рядом с государем - барабанщик, отбивающий ритм и трубач. На среднем плане картины видны несколько отрядов солдат в военной одежде того времени.

    У каждого отряда или полка - свой цвет одежды, свои командиры.


    Солдаты "потешных" войск несут знамена с гербом Российской империи - двуглавым орлом. На заднем плане картины можно рассмотреть пейзаж той местности, где проводились "потешные" бои - окрестности села Кожухово.

    На обрыве видна пушка, рядом - высокие крепости, которые, видимо, нужно было штурмовать. Осваивать военную грамоту ему помогали иностранные офицеры. В дальнейшем из этих потешных батальонов были образованы Семеновский и Преображенский полки — основа гвардии Петра.

    Рассмотри памятники Петру I в разных городах России. Запиши, почему, на твой взгляд, поставлены памятники Петру I:. Знаешь ли ты, в каких еще городах России есть памятники Петру Великому? Узнай по путеводителям, справочникам своего города или ближайшего города или села , какие улицы, площади, учреждения носят имя Ломоносова. Приклей фотографию одного из таких мест с вывеской учреждения или табличкой на здании.

    В России самое знаменитое учреждение, которое носит имя Михайло Ломоносова - это Московский Государственный Университет. Московский государственный университет имени М.

    Ломоносова — один из старейших и крупнейших классических университетов России, основан в году И. C года носит имя Михаила Ломоносова. Прочитайте рассказ о городе Российской империи - Севастополе. В тексте рассказа подчеркните названия знакомых вам народов, имена известных деятелей истории и культуры. Рассмотри фигуры Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, а также барельеф на постаменте.

    Сила и источник побед России в великих войнах - в единстве ее народа. Когда русские княжества объединились и все как один стали на защиту своей родины, они победили монголо-татар.

    Сплоченность российской армии помогла победить и в войне года. Другая причина побед - храбрые и смекалистые полководцы. И, конечно, важны такие качества русского человека, как героизм, самоотверженность, любовь к Родине, свободолюбие.

    В ней собрано более трехсот портретов. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную героям Отечественной войны года. Здесь можно написать о таких героях как Кутузов, генерал-фельдмаршал Багратион, генерал от инфантерии Барклай де Толли Васильчиков, генерал от кавалерии Витгенштейн, генерал от инфантерии Волконский, генерал-майор Голицын, генерал от кавалерии Горчаков, генерал-лейтенант Давыдов, генерал-майор Дорохов, генерал-лейтенант Дохтуров, генерал от инфантерии Дурова Надежда Андреевна Ермолов, генерал-лейтенант Коновницын, генерал-лейтенант Костенецкий, генерал-лейтенант Кульнев, генерал-майор Герасим Курин, партизан Сеславин, генерал-майор Платов, генерал от кавалерии Орлов-Денисов, генерал-лейтенант Орлов, генерал-майор Неверовский, генерал-лейтенант Милорадович, генерал от инфантерии Лихачев, генерал-майор Кожина Василиса Кутайсов, генерал-майор Раевский Н.

    Храповицкий, генерал-майор Фигнер, полковник Уваров, генерал от кавалерии Тучков 1-й , генерал-лейтенант Тучков 4-й , генерал-майор. Обозначь на схеме "Река времени" век, в котором было начато строительство Транссибирской магистрали.

    Рассмотри фотографии фрагментов ажурного павильона, представленного на Всемирной выставке в Париже в году.

    Похожие решебники по биологии 4 класс

    Запиши в каком веке состоялась эта выставка: По этим образцам нарисуй собственные варианты ажурного литья, чтобы украсить выставку современных достижений России. Проект "Моя семья в истории России". Пользуясь приведенным в учебнике образцом, составь рассказ об участии своих предков в развитии российской промышленности на рубеже веков.

    Проиллюстрируй свой рассказ фотографиями или рисунками. Для этого проекта лучше всего найти что-то из старых семейных вещей и представить их перед всем классом и рассказать о них.

    Вот, какие предметы можно использовать в этом проекте:. Знаете ли вы деятелей музыкального искусства России? Вырежьте из приложения портреты и наклейте их в соответствующие окошки.

    Прослушай музыкальное произведение русского композитора 19 - начала 20 века. Мои впечатления ключевые слова: Оформите страничку "Календаря памятных дат", посвященных одному из деятелей русского музыкального и театрального искусства.

    Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его самые известные произведения: Петр Ильич Чайковский внес чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

    Великий композитор родился родился в семье инженера в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии ныне город Воткинск, Удмуртия. Учился в Петербургской консерватории, затем жил и работал в Москве. Последние годы своей жизни композитор провёл в окрестностях подмосковного города Клин, где сейчас находится его музей.

    Именем Чайковского названы улицы во многих городах России, консерватории и музыкальные училища, а также город в Пермском крае. А с года проводится международный конкурс имени П. Чайковского, в котором принимают участие талантливые музыканты и вокалисты.

    Рассмотри репродукцию картины из Государственной Третьяковской галереи в Москве. Сравни свое впечатление от весеннего пейзажа и стихотворения Бунина. Подбери в нем строки для выражения своего впечатления от картины. Академик не пил, не курил, и в жизни, кроме науки, его больше ничто не привлекало. В археологии он был настоящим асом.

    Только перечень трудов, написанных Окладниковым, составил около 80 страниц мельчайшего текста. Однако его нельзя относить к кабинетным ученым. Вся жизнь Алексея Павловича прошла в археологических экспедициях, он объездил азиатскую часть бывшего СССР вдоль и поперек и частенько писал свои книги, сидя у костра.

    Научные открытия он делал походя, то есть в буквальном смысле обнаруживал их у себя под ногами. К примеру, в году Алексей Павлович оказался на экскурсии рядом с египетскими пирамидами в составе международной делегации. Он, в отличие от своих зарубежных коллег, любовавшихся красотами, сразу обратил внимание на подозрительные камни, разбросанные вокруг пирамид.

    На этих камнях были сколы, которые мог сделать только человек каменной эры. Так он открыл египетский палеолит, вещественные доказательства которого тщетно искали ученые всего мира.

    В Монголии эта история повторилась. Американцы потратили огромные средства на археологическую экспедицию, чтобы найти там следы пребывания древнего человека. Искали несколько лет, но безрезультатно. Алексей Павлович только успел сойти с трапа самолета, как обнаружил эти следы.

    По пути из аэропорта в Улан-Батор он насобирал полный чемодан каменных находок. В году Алексей Павлович обратил внимание на один из самых замечательных памятников наскальной живописи Сибири — Шишкинские скалы, о петроглифах которых впервые упомянул в м столетии путешественник Миллер, а художник Лорениус сделал несколько зарисовок.

    Окладников как бы заново открыл этот памятник древнего искусства народов Сибири и в течение десятилетий проводил там свои исследования, по результатам которых он издал две фундаментальные монографии. В е годы Окладников возглавил Ангарскую археологическую экспедицию, которая в течение трех лет обследовала берега Ангары на протяжении километров — от Иркутска до села Братск.

    Небольшие средства, отпущенные на экспедицию, не позволили в то время развернуть сколько-нибудь значительные по масштабам раскопки. Древние памятники удавалось лишь фиксировать и в лучшем случае бегло обследовать. Археологу удалось восстановить картину гибели самой ранней из известных экспедиций русских промышленников, которые шли на восток вдоль берегов Ледовитого океана.

    Более полувека каждое лето выезжал Окладников в экспедиции для поисков и изучения следов пребывания древнего человека на территории нашей страны. Ему принадлежит честь открытия ряда замечательных памятников далекого прошлого: Его назначили директором Института истории, филологии и философии.

    В этой должности он проработал до своей кончины в году. Сейчас дело Окладникова продолжают его многочисленные ученики, которые работают в каждом городе, где есть исторический факультет при университете.

    Пользуясь картой учебника, раскрась на карте в соответствующие цвета места расселения древних славян. Подпиши названия союзов племен восточных славян.

    В краеведческом музее я видел много археологических находок, которые поведали мне о жизни людей много лет назад. Одна из находок - это глиняная посуда древних людей. Значит, много столетий назад люди умели делать предметы из глины и обжигать их.

    Древние люди также занимались животноводством, охотой и рыболовством. Это становится ясно благодаря другим экспонатам музея - железным предметам домашнего обихода. Среди них - наконечники, рыболовные крючки и грузила, упряжь для скота. В музее также имеется древнее оружие. Значит, эти люди воевали, или же им приходилось защищаться от врагов.

    В 10 веке на Руси было не менее 25 городов. К 12 веку их уже более Соотнесите тексты на берестяных грамотах и фрагменты перевода к ним в приложениях.

    Наклейте в каждой грамоте перевод. Внимательно прочитай христианские заповеди на с. Вспомни свои поступки, которые соответствуют этим заповедям, и приведи их примеры. Когда я говорю правду, то я исполняю заповедь "Не лги". А если не завидую другому, то я поступаю по заповеди "Не желай".

    Когда я слушаюсь родителей, уважаю их, то я исполняю заповедь "Почитай отца и мать". Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную создателем славянской письменности Кириллу и Мефодию, княгине Ольге или Князю Владимиру Святому по выбору. Кирилл и Мефодий в были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке.

    Наша азбука сейчас почти в том виде, в каком ее принесли на Русь братья Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский много книг, в основном религиозных, ввели богослужение на славянском языке. Претерпели за это много гонений от римских католиков: На это братья отвечали: Летописец сообщает, что первые слова, написанные братьями на славянском языке, были из Евангелия от Иоанна: На основе славянской азбуки была азбучная молитва.

    Так же как "рцы, слово, твердо", то есть: День святых солунских братьев Кирилла и Мефодия празднуется как раз в день, когда в наших школах раздается последний звонок, 24 мая. Этот день - праздник славянской письменности и культуры.

    С помощью интернета узнайте годы основания или первого упоминания городов Северо-Восточной Руси. Прочитай фрагмент из русской былины Запиши родительские наставления из былины или благословения Владимира Мономаха, которые кажутся тебе наиболее важными в наше время.

    Можно записать своими словами. Делай только добрые дела, не обижай слабого, помогай бедным, сиротам, вдовам не нарушай своей клятвы, обещания выполняй не наказывай невиновных. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную князю Андрею Боголюбскому.

    Андрей Боголюбский был важнейшей политической и духовной фигурой в истории Руси в годах, так как он не только способствовал созданию мощного Владимиро-Суздальского княжества на месте бывшей Ростовской вотчины своего деда, Владимира Мономаха , но и превратил город Владимир-на-Клязьме в центр политической и духовной жизни Руси.

    В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства. Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками.

    Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле. В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах — Вышгороде, Турове, Пинске — гг. Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан.

    Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей хотел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси. Это и подтолкнуло его в г. Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским.

    Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство. При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор — знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, — множество монастырей, храмов, укреплений.

    Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов. Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси.

    Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич — давний противник Андрея — по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа. Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к городу Владимиру.

    Видно, что это укрепленный город - вокруг него выстроена крепость и ограждение.

    Ответы по окружающему миру 4 класс Поглазова (рабочая тетрадь):

    Почти все посторойки деревянные, включая крепость и башни на ней. Только храмы построены из камня. Москва начинала строиться на берегу реки. На репродукции мы видим, что у пристани стоят лодки. Наверное, на них привезли какой-то груз для жителей Москвы или для строительства города.

    Можно также отметить, что дороги в те времена были совсем плохие, а движение велось при помощи лошадей. Как видно на картине, лошади тянут телеги с грузом. В то же время уже существовали какие-то приспособления для поднятия груза, как видно в правой нижней части репродукции.

    Найди в творчестве народов твоего края песни, сказания, пословицы и другие художественные произведения, в которых выражена мечта людей о мире и согласии друг с другом. Без брата проживешь, а без соседа — нет. Близкий сосед лучше дальней родни. Жить в соседях — быть в беседах.

    Каковы соседи, такова и беседа. Не купи двора, купи соседа. Не покупай себе дом, а купи соседа: Не припасла хозяйка обеду, так, видно, толкнуться к соседу. Нет большей беды, чем плохие соседи.

    Плохо жить, коль с соседями не дружить. Пусти соседа в дом, да и сам в соседи иди. С соседом дружись, а за саблю держись. С соседом дружись, а тын городи. Сосед не захочет, так и миру не будет. Соседство — взаимное дело. Тогда сосед добрый, когда мешок полный. Хороший сосед — самый большой родственник. Хорошо, когда сосед близкий, а забор низкий.

    Худое дело обидеть соседа. Чем больше насолить соседу, как не языком? Чертополох да осот от соседа к соседу под тыном пробирается. Что дома есть, за тем к соседу не ходить. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "календаря памятных дат", посвященную Куликовской битве. Куликовская битва — битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая 8 сентября на Куликовом поле в настоящее время расположено на юго-востоке Тульской области , поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.

    В году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. В то время Русь была раздроблена на княжества и находилась под игом монголо-татар. Дмитрий хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы.

    Князь Дмитрий разослал по всей Руси гонцов со своими грамотами и за 30 дней собрал огромное войско. На битву с монголо-татарами князя благословил Сергий Радонежский - основатель Троицкого монастыря. Он дал Дмитрию двух монахов, прославленных воинов - Пересвета и Ослябю. Дмитрий повел свои войска навстречу монгольскому правителю Мамаю. Они сошлись на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.

    Дмитрий воевал как простой воин вместе со своим войском. Битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им ударил засадный полк - и монголы побежали. Так русские войска одержали победу. В честь победы в этой битве князя-полководца прозвали Дмитрием Донским. Хотя наши войска одержали победу на Куликовом поле, впереди у Руси было еще сто лет борьбы с монголо-татарским игом.

    Основное отличие в том, что при Дмитрии Донском каменными были лишь стены Кремля из белого камня , да Успенский собор. Все остальные постройки были деревянными.

    Иван III построил Кремль из красного кирпича и заменил многие постройки в нем на каменные. Появилось несколько новых соборов храмов , выстроен царский дворец. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда вышла в свет первая русская печатная книга. Представь себя одним из первопечатников.

    Придумай свой знак и нарисуй его. Объясни, какой смысл ты в него вкладываешь. На моем знаке изображена открытая книга, от нее исходит свет просвещения, ведь книга - источник знаний.

    ГДЗ по окружающему миру 4 класс Плешаков (рабочая тетрадь) на ЛОЛ КЕК

    Наверху - мой вензель, то есть начальные буквы имени и фамилии. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Кто больше знает, тому и книги в руки. Книга — лучший товарищ. Не красна книга письмом, красна умом. Испокон веков книга растит человека. Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать. Книга хороша, да начетчики плохи.

    Книги не говорят, а правду сказывают. Книги читай, а дела не забывай. Книги читать — не в ладушки играть. Будешь книги читать — будешь все знать. Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

    Книга для ума, что теплый дождь для всходов. Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают. Книга поможет в труде, выручит и в беде. Одна хорошая книга лучше всякого сокровища. Хорошая книга — искренний друг. Хорошая книга ярче звездочки светит. Книга — пища ума. Книга — твой друг, без нее как без рук.

    Книга книге — рознь: Книга не самолет, а за тридевять земель унесет. Книга не шапка, а выбирай по голове. В книге ищи не буквы, а мысли. За книгой — умом двигай. Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет. Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит. Кому книга — развлечение, а кому — учение.

    Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги. Одна книга тысячи людей учит. С книгами знаться — ума набраться. С книгой жить — век не тужить. С книгой поведешься — ума наберешься. Ум без книги, что птица без крыльев. Умнее книги не скажешь. Иное от книг, иное от ендовы. В доме ни одной книжки — плохи у хозяина детишки.

    Не дерево, а с листами, Не рубашка, а сшита, Не растение, а с корешком, Не человек, а с разумом. Обведи на карте маршрут путешествия Семена Дежнева.

    Подпиши названия двух океанов, которые "встречаются" у мыса Дежнева. Раскрась традиционные костюмы народов Поволжья - марийский, мордовский, татарский и чувашский. Определи по фотографиям города, в которых происходили важные события Смутного времени.

    Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календарая памятных дат", посвященную Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский - лидеры второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время в - году.

    В начале го века русская земля была занята врагами - поляками. Даже в в Москве-столице был польский гарнизон, а Новгород захватили шведы. России угрожала потеря независимости. Осенью года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение войско для борьбы с врагами.

    Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В Нижний Новгород стали стягиваться ополченцы со всех концов страны.

    Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва произошла 24 августа, она была упорной и кровопролитной. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживался около двух месяцев.

    В конце концов голод заставил врагов выйти. Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков. В Москве на Красной площади установлен памятник с такой надписью "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия".

    С года в нашей стране отмечается День народного единства в память о событиях года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

    Художник Кившенко изобразил на своей картине военные игры молодого Петра I. Юный Петр едет верхом на коне с саблей в руке, выступая в роли главнокомандующего. Рядом с государем - барабанщик, отбивающий ритм и трубач.

    На среднем плане картины видны несколько отрядов солдат в военной одежде того времени. У каждого отряда или полка - свой цвет одежды, свои командиры. Солдаты "потешных" войск несут знамена с гербом Российской империи - двуглавым орлом.

    На заднем плане картины можно рассмотреть пейзаж той местности, где проводились "потешные" бои - окрестности села Кожухово. На обрыве видна пушка, рядом - высокие крепости, которые, видимо, нужно было штурмовать.

    Осваивать военную грамоту ему помогали иностранные офицеры. В дальнейшем из этих потешных батальонов были образованы Семеновский и Преображенский полки — основа гвардии Петра.

    Рассмотри памятники Петру I в разных городах России. Запиши, почему, на твой взгляд, поставлены памятники Петру I:.

    Знаешь ли ты, в каких еще городах России есть памятники Петру Великому? Узнай по путеводителям, справочникам своего города или ближайшего города или села , какие улицы, площади, учреждения носят имя Ломоносова. Приклей фотографию одного из таких мест с вывеской учреждения или табличкой на здании. В России самое знаменитое учреждение, которое носит имя Михайло Ломоносова - это Московский Государственный Университет.

    Московский государственный университет имени М. Ломоносова — один из старейших и крупнейших классических университетов России, основан в году И.

    C года носит имя Михаила Ломоносова. Прочитайте рассказ о городе Российской империи - Севастополе. В тексте рассказа подчеркните названия знакомых вам народов, имена известных деятелей истории и культуры. Рассмотри фигуры Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, а также барельеф на постаменте. Сила и источник побед России в великих войнах - в единстве ее народа.

    Когда русские княжества объединились и все как один стали на защиту своей родины, они победили монголо-татар. Сплоченность российской армии помогла победить и в войне года. Другая причина побед - храбрые и смекалистые полководцы. И, конечно, важны такие качества русского человека, как героизм, самоотверженность, любовь к Родине, свободолюбие.

    В ней собрано более трехсот портретов. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную героям Отечественной войны года.

    Здесь можно написать о таких героях как Кутузов, генерал-фельдмаршал Багратион, генерал от инфантерии Барклай де Толли Васильчиков, генерал от кавалерии Витгенштейн, генерал от инфантерии Волконский, генерал-майор Голицын, генерал от кавалерии Горчаков, генерал-лейтенант Давыдов, генерал-майор Дорохов, генерал-лейтенант Дохтуров, генерал от инфантерии Дурова Надежда Андреевна Ермолов, генерал-лейтенант Коновницын, генерал-лейтенант Костенецкий, генерал-лейтенант Кульнев, генерал-майор Герасим Курин, партизан Сеславин, генерал-майор Платов, генерал от кавалерии Орлов-Денисов, генерал-лейтенант Орлов, генерал-майор Неверовский, генерал-лейтенант Милорадович, генерал от инфантерии Лихачев, генерал-майор Кожина Василиса Кутайсов, генерал-майор Раевский Н.

    Храповицкий, генерал-майор Фигнер, полковник Уваров, генерал от кавалерии Тучков 1-й , генерал-лейтенант Тучков 4-й , генерал-майор. Обозначь на схеме "Река времени" век, в котором было начато строительство Транссибирской магистрали. Рассмотри фотографии фрагментов ажурного павильона, представленного на Всемирной выставке в Париже в году.

    Запиши в каком веке состоялась эта выставка: По этим образцам нарисуй собственные варианты ажурного литья, чтобы украсить выставку современных достижений России. Проект "Моя семья в истории России". Пользуясь приведенным в учебнике образцом, составь рассказ об участии своих предков в развитии российской промышленности на рубеже веков.

    Проиллюстрируй свой рассказ фотографиями или рисунками. Для этого проекта лучше всего найти что-то из старых семейных вещей и представить их перед всем классом и рассказать о них. Вот, какие предметы можно использовать в этом проекте:. Знаете ли вы деятелей музыкального искусства России?

    Вырежьте из приложения портреты и наклейте их в соответствующие окошки. Прослушай музыкальное произведение русского композитора 19 - начала 20 века. Мои впечатления ключевые слова: Оформите страничку "Календаря памятных дат", посвященных одному из деятелей русского музыкального и театрального искусства. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.

    Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его самые известные произведения: Петр Ильич Чайковский внес чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. Великий композитор родился родился в семье инженера в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии ныне город Воткинск, Удмуртия.

    Учился в Петербургской консерватории, затем жил и работал в Москве. Последние годы своей жизни композитор провёл в окрестностях подмосковного города Клин, где сейчас находится его музей. Именем Чайковского названы улицы во многих городах России, консерватории и музыкальные училища, а также город в Пермском крае.

    А с года проводится международный конкурс имени П. Чайковского, в котором принимают участие талантливые музыканты и вокалисты. Рассмотри репродукцию картины из Государственной Третьяковской галереи в Москве.

    Сравни свое впечатление от весеннего пейзажа и стихотворения Бунина. Подбери в нем строки для выражения своего впечатления от картины. Шире, грудь, распахнись для принятия Чувств весенних - минутных гостей! Первые представления о естественных науках младшим школьникам даются на предмете окружающий мир.

    Там они узнают много нового о природе, ее явлениях, живых организмах, среде обитания человека, а запомнить это все им помогает рабочая тетрадь Плешаков 4 класс с интересными разнообразными заданиями к каждой теме. К ней были составлены специальные решебники, в которых к каждому заданию дается правильное решение и развернутое пояснение.

    Таким образом, выполняя домашнюю работу у школьника есть возможность проанализировать себя, разобраться со своими ошибками и не до конца понятными вопросами, ознакомиться с большим количеством источников знаний.

    Все ответы разбиты по темам и номерам, что облегчает поиск необходимого задания. Нестандартные упражнения, такие как кроссворды, заполнение схем, рисунков поданы в понятном наглядном виде. Гдз к этому предмету могут быть использованы учителями, школьниками и их родителями для контроля за качеством выполнения заданий, обогащения знаний и оперативной корректировки ошибок.

    Еще решебники из раздела Окружающий мир 4 класс Окружающий мир 4 класс Поглазова рабочая тетрадь. Окружающий мир 4 класс Дмитриева рабочая тетрадь. Окружающий мир 4 класс Вахрушев, Сизова проверочные и контрольные работы. Перед вами решебник для начальной школы по предмету окружающий мир. Здесь вы найдете ответы на задания 1 и 2 части тетради авторов.

    Решебник для 1 и 2 части рабочей тетради окружающего мира 4 класса по программе Поглазовой. Подробный решебник ГДЗ к рабочей тетради по окружающему миру 4 класс Плешаков А.А., Крючкова Е.А. , онлайн ответы на домашнюю работу.